Определен порядок работы миссии "ЭкзоМарс-2016" на первые месяцы научной фазы

Автор: Леонид Гляделов . Опубликовано в категории: КОСМ.АППАРАТЫ

Эволюция орбиты аппарата TGO к марту 2018 года

Начавшийся с продолжительности в 24 часа, сегодня период орбиты уже менее трёх часов. Итоговая орбита должна быть круговой с высотой около 400 км над поверхностью Марса и периодом два часа. В середине марта будут проведены последние маневры, после которых аппарат будет готов к штатной работе.

Первые две недели (вторая половина марта 2018) отведены на проверочные включения аппаратуры с управлением непосредственно через центр управления полетами MOC (Mission Operational Center) в Европейском центре космических операций (European Space Operations Centre, ESOC), в Дармштадте, Германия. Аппарат будет все время находиться в надирной ориентации — наиболее комфортной для себя, когда поля зрения приборов смотрят вниз, на поверхность планеты. Проводить затменные эксперименты в это время не планируется. В это время приборы спутника, в том числе изготовленные в ИКИ АЦС и ФРЕНД, планируют провести тестовые включения и необходимые калибровки, а сразу после их завершения приступят к рутинным научным измерениям. С учётом ориентации спутника, в первые недели после необходимых тестов и калибровок российский спектрометрический комплекс АЦС сразу же перейдет к климатологическим надирным измерениям. Прибор ФРЕНД, для которого надирная ориентация является основной рабочей, начнёт измерения водорода в грунте Марса в обычном режиме.

В последующие четыре недели (апрель 2018) управление научной аппаратурой будет вестись с участием научного наземного сегмента миссии «ЭкзоМарс»: SOC – Science Operational Center, ИКИ, Москва, Россия, и Европейского центра космической астрономии (European Space Astronomy Centre, ESAC), Мадрид, Испания. В этот период ориентация аппарата будет также поддерживаться лишь для надирных измерений.

С конца апреля 2018 года TGO начнет регулярно проводить измерения в режиме солнечных затмений (не менее восьми в день), которые позволят измерить состав марсианской атмосферы с рекордной точностью, а прибор ФРЕНД продолжит измерения нейтронного потока на орбите, что позволит создать карты распространения водорода в грунте Марса высочайшего разрешения. Команды российских приборов АЦС и ФРЕНД в ИКИ РАН с нетерпением ждут первых данных.

Проект «ЭкзоМарс»— совместный проект Роскосмоса и Европейского космического агентства по исследованию Марса, его поверхности, атмосферы и климата с орбиты и на поверхности планеты. Он откроет новый этап исследования космоса для Европы и России.
Источник: ИКИ РАН

2019-02-02 15:31:11 Новости космоса: Для космического аппарата TGO подходит к концу начатый в марте 2017 года этап торможения с помощью атмосферы (часто его называют также «аэробрейкинг» — aerobraking), когда на каждом витке он слегка задевал атмосферу Марса на высоте около 110 км. За счет этого, не тратя топливо, аппарат уменьшал период обращения и высоту апоцентра орбиты.