Обсерватория Спектр-РГ зафиксировала впечатляющий взрыв сверхновой в галактике Вертушка

На борту космической обсерватории «Спектр-РГ» установлен телескоп им. Павлинского, который известен как ART-XC, и этот телескоп недавно заснял взрыв сверхновой звезды в галактике Вертушка.

Телескопу ART-XC удалось обнаружить невероятно яркое излучение, исходящее от SN 2023ixf 26 и 29 мая 2023 года. Это красный сверхгигант, расположенный на расстоянии около 6,4 мегапарсека от Земли, который взорвался в ночь на 18-е число. Светимость, обнаруженная в жестком рентгеновском диапазоне, составила поразительные десять в сороковой степени эрг в секунду — это в миллион раз больше, чем полная светимость нашего Солнца! К отчету также прилагаются фотографии этого объекта.

Институт космических исследований РАН заявил, что пик выхода видимого света уже пройден, однако сверхновая все еще становится ярче в рентгеновских лучах. Им еще предстоит найти объяснение этому явлению, прокомментировали ученые.

Телескоп будет продолжать внимательно изучать сверхновую, чтобы дать наиболее точное описание наблюдаемого в сочетании с информацией от других рентгеновских космических телескопов. Институт космических исследований РАН считает, что изменения в спектре излучения помогут понять физику того, как ударная волна двигалась через звездный ветер.

Последствия сверхновой — это результат того, что огромная звезда, израсходовавшая свои водородные ресурсы, начинает резко сжиматься. Это приводит к термоядерному взрыву, который выбрасывает ее внешние слои в космос, образуя яркую газопылевую туманность, которая со временем увеличивается в размерах.

Привлекательность сверхновых для ученых объясняется тем, что они рассматриваются как один из основных поставщиков тяжелых атомов в космосе. Более того, если сверхновая окажется поблизости, это может повысить уязвимость Земли к космическим лучам, что может привести к трудностям для спутников, вращающихся вокруг нашей планеты, а также негативно повлиять на жизнь на ее поверхности.

Научно-производственное объединение имени Лавочкина (входит в состав Роскосмоса) разработало космический аппарат «Спектр-РГ» в сотрудничестве с Германией по заказу Российской академии наук как компонент национальной космической программы России. Обсерватория может с высокой точностью и чувствительностью наблюдать за небом в широком энергетическом диапазоне. В конце октября 2019 года она эффективно достигла целевой орбиты L2.

В космической обсерватории  «Спектр-РГ» есть пара рентгеновских телескопов — eRosita из Германии и ART-XC из России. К сожалению, из-за украинского кризиса в 2022 году германская сторона практически отключила свой телескоп, приостановив его деятельность.