Альма проливает свет на формирование планет

Международная группа исследователей использовала Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) для наблюдения за дисками вокруг девятнадцати протозвезд в поисках первых признаков формирования планет.

Протопланетный диск, окружающий новую звезду, является местом рождения планет. Эти диски недолговечны, всего несколько миллионов лет, поэтому система должна поторопиться и закончить формирование. Но пока неясно, как быстро планеты начинают формироваться внутри этих дисков.

ALMA продемонстрировала, что многочисленные протопланетные диски обладают множественными структурами, такими как пространства и круги, что указывает на то, что процесс формирования планет из диска идет полным ходом.

Нагаеши Охаши из Института астрономии и астрофизики Академии Синика (ASIAA) заявил, что эти открытия побудили их исследовать диски еще ближе к протозвездам, чтобы определить, когда в процессе звездообразования начинают формироваться планеты.

Исследователи изучили 19 протозвезд, расположенных на расстоянии около 650 световых лет от нашей планеты. Было ясно видно, что диски вокруг этих протозвезд не похожи на те, которые встречаются в более развитых протопланетных дисках. Признаки формирования планет, такие как кольца и разрывы, были обнаружены лишь в ограниченном числе дисков; кроме того, кольца не были столь отчетливыми, как в протопланетных дисках.

Охаши был поражен поразительным несходством между дисками протозвезд и более зрелых звезд. Тобин, исследователь из Национальной радиоастрономической обсерватории (США) и сотрудник проекта, прокомментировал, что эти результаты показывают, что диски вокруг протозвезд не готовы к формированию планет. Мы считаем, что фактическое формирование планетной системы происходит быстро в течение 100 000-1 000 000 лет после начала звездообразования.