Прорывное открытие: обнаружен первый радиосигнал от мощного взрыва умирающего белого карлика

В течение некоторого времени астрономам не удавалось обнаружить ни одной новорожденной сверхновой звезды такого типа.

Когда звезды, которые в восемь раз тяжелее Солнца, исчерпывают свой запас ядерного топлива, они «сбрасывают» внешние части своих тел. Это вызывает разнообразные оттенки в газовых облаках, которые часто ошибочно называют планетарными туманностями. В конечном итоге остается горячее и конденсированное ядро — белый карлик. Предполагается, что наша звезда переживет подобную трансформацию примерно через 5 миллиардов лет, а затем постепенно станет холоднее и угаснет.

В случае, если белый карлик накапливает слишком большую массу (примерно в 1,4 раза больше массы нашего Солнца), он запускает внутреннюю цепную реакцию термоядерных взрывов, создавая сверхновую типа Ia.

Несмотря на отсутствие обнаружения молодых сверхновых типа Ia с помощью радиотелескопов в течение многих лет, ученые предполагали, что это пары белых карликов, сближающихся и сливающихся без остатка газа для детонации или излучения радиосигнала.

В 2020 году обсерватория на Гавайях идентифицировала сверхновую 2020eyj, поведение которой в течение первых семи недель было очень похоже на поведение других сверхновых типа Ia. Однако после этого периода времени ее светимость перестала уменьшаться, и в это же время наблюдались газы. Это навело астрономов на мысль, что 2020eyj принадлежит к редкому подклассу сверхновых типа Ia, в которых ударная волна движется быстрее 10 000 километров в секунду и проходит мимо газа, «оторванного» от внешних слоев еще живой звезды-компаньона.

Впервые в истории астрономы успешно обнаружили на радиочастотах признаки «младенческой» сверхновой типа Ia. Это было подтверждено вторым исследованием, проведенным примерно через пять месяцев. По-видимому, когда из звезды-союзника на поверхность белого карлика было выброшено достаточное количество гелиевого газа, это привело к возникновению сверхновой 2020eyj, когда она достигла своей максимальной массы.

Оставалось загадкой, почему такой же радиосигнал не был замечен в других сверхновых типа Ia. Возможно, не все звезды-компаньоны имеют такую высокую концентрацию гелия и не так сильно высвобождают свои внешние газовые слои.