Столкновения галактик раскрывают тайны квазаров

Недавнее исследование раскрыло некоторые детали самых светящихся небесных тел — квазаров. Когда две галактики взаимодействуют, газ в них втягивается черными дырами в их ядрах; в результате происходит излучение огромной энергии. Через современные телескопы можно наблюдать блеск этих квазаров, которые рассказывают истории 13 миллиардов лет назад. Результаты исследования были опубликованы в ежемесячнике Королевского астрономического общества.

Яркость квазаров не имеет себе равных во всей Вселенной, они излучают со светимостью, которая соперничает со светимостью одного триллиона звезд, расположенных на той же площади, что и наша Солнечная система. Несмотря на это, причина их интенсивной активности остается необъяснимой уже более шести десятилетий.

Группа исследователей со всего мира обнаружила, что при столкновении галактик возникает интенсивное излучение. Анализируя снимки, полученные с помощью телескопа Isaac Newton, расположенного в Ла-Пальме (Испания), они обнаружили изменения во внешних частях галактик с квазарами.

Газ, обычно недоступный для сверхмассивных черных дыр в центре многочисленных галактик, составляет их огромную часть. С другой стороны, когда галактики сталкиваются, этот газ притягивается прямо к ядру галактики. Когда он находится на грани всасывания черной дырой, огромное количество энергии выделяется в виде излучения — так образуется квазар.

Анализ 48 галактик, содержащих квазары, показал, что вероятность столкновения или взаимодействия с другими галактиками у них в три раза выше, чем у галактик без квазаров. Энергия, высвобождаемая квазаром, может вызвать выброс газа из галактики, останавливая звездообразование на миллиарды лет.

Авторы исследования отмечают, что квазары являются одними из самых сенсационных явлений в космосе, и то, что мы наблюдаем, может быть признаком того, что ждет наш млечный путь, когда он сблизится с галактикой Андромеды примерно через пять миллиардов лет.

Исследователи отметили, что космический телескоп имени Джеймса Вебба способен заметить свет квазаров, расположенных на расстоянии 13 миллиардов лет, а это значит, что в обозримом будущем астрономы смогут проанализировать самые древние «озарения», указывающие на эволюцию нашей Вселенной.