Астрономы представили впечатляющие изображения солнечных пятен в беспрецедентных деталях

Портал Национального научного фонда сообщает о получении невероятно подробных снимков фотосферы и хромосферы Солнца с помощью солнечного телескопа DKIST. На этих снимках видны гранулы плазмы в фотосфере, структуры солнечных пятен, а также нити плазмы в хромосфере, создаваемые магнитными полями.

В конце 2019 года начал работу солнечный телескоп имени Дэниела Иноуэ (сокращенно DKIST). Этот телескоп — самый мощный оптический наземный инструмент для наблюдения за Солнцем, расположенный на Гавайях. Он имеет 4-метровое главное зеркало, пять исследовательских инструментов и систему адаптивной оптики, которая позволяет DKIST наблюдать детали на Солнце меньшего размера, чем когда-либо прежде.

В середине мая 2023 года стали доступны несколько изображений Солнца с повышенной детализацией, которые были получены с помощью Visible-Broadband Imager (VBI) в течение первого года периода ввода в эксплуатацию DKIST. Размер каждой просматриваемой области составлял 30720 на 30720 километров.

Границы солнечных пятен неоднородны, и они могут быть соединены «мостами» из плазмы. Это происходит из-за сильных магнитных полей, которые препятствуют теплообмену посредством конвекции, в результате чего плазма в солнечных пятнах холоднее, чем в их окружении — фотосфере.

Изображения показывают грануляцию на фотосфере Солнца, которая полна конвективных ячеек. Эти ячейки характеризуются горячей плазмой, которая поднимается вверх в центре и затем стекает вниз по краям. По периметру этих гранул видны пятна, обозначающие места выхода из них линий магнитного поля.

Фотографии демонстрируют расположение мини-магнитных сил в хромосфере Солнца, которая расположена поверх фотосферы. Эти фибриллы, представляющие собой темные и тонкие нити плазмы, видны по всей хромосфере и связаны с магнитными полями, генерируемыми фотосферой.