Астрономы обнаружили „чудовищный“ гейзер на луне Сатурна Энцеладе

Внимательно наблюдая за южным полюсом Энцелада, телескоп Джеймса Вебба обнаружил периодические извержения гейзеров. Видно, что образующийся при этом пар уходит в космос на значительное расстояние. Ученые полны оптимизма, что в этих туманных облаках они найдут доказательства существования инопланетных форм жизни.

В середине 2000-х годов космический аппарат «Кассини» начал свою миссию на орбите вокруг Сатурна и обнаружил, что Энцелад выбрасывает мощные струи газа. Ученые считают, что это связано с наличием океана под толстым слоем льда, который нагревается под действием приливных сил. Этот подповерхностный океан считается одним из наиболее вероятных мест для поиска инопланетной жизни, поэтому исследователи уделяют особое внимание его выбросам, обнаруживая азот, метан и даже намеки на примитивные органические соединения.

Космический телескоп имени Джеймса Вебба сделал новое открытие гейзеров Энцелада, которое показало, что они гораздо мощнее, чем считалось ранее. Во время исследования была замечена сильная вспышка, которая выбросила ледяные частицы, во много раз превышающие размеры самого спутника — диаметром 500 километров. Ученые представили это открытие на симпозиуме в Балтиморе «Планетарные системы и происхождение жизни в эпоху телескопа Джеймса Вебба», и оно было опубликовано в журнале Nature.

9 ноября 2022 года Сара Фаджи из Центра космических полетов имени Годдарда сообщила, что «Джеймс Вебб» сфокусировал свой взгляд на Энцеладе всего на 4,5 минуты — однако он обнаружил гейзер необычайной интенсивности. Хотя исследователи не стали углубляться в детали, они заявили, что он больше похож на холодный туман, чем на мощную струю. Они также пообещали рассказать больше в ближайшей статье.

Теоретически было трудно определить состав выброшенной жидкости. Из-за тумана часто невозможно было обнаружить следы веществ, которые могли бы быть полезны для научных исследований. Тем не менее, Сара Фадж сделала замечательное открытие — в паре присутствовали странные молекулы, которые могут раскрыть информацию о геологии Энцелада и, возможно, даже о биологии.

Кристофер Глейн, возглавляющий группу исследователей, отметил, что сделанных открытий достаточно, чтобы организовать дополнительные обследования спутника уже сегодня. Во время следующей миссии Джеймса Уэбба он задержится на Энцеладе на более длительный срок. Это также должно помочь в организации предстоящих космических экспедиций. Важно отметить, что один из планов предусматривает не посадку на поверхность Энцелада, а пролет через его гейзерные выбросы для тщательного изучения их состава.