Прорывное открытие: обнаружен первый радиосигнал от взрыва умирающего белого карлика

Когда звезды, которые в восемь раз массивнее нашего Солнца, исчерпывают свое ядерное топливо, они сбрасывают свои внешние слои, создавая прекрасное зрелище разноцветных газовых облаков (иногда ошибочно называемых планетарными туманностями). В конце концов, остается горячее и плотное ядро — белый карлик. Наше Солнце пройдет через этот переход примерно через 5 миллиардов лет, после чего оно постепенно остынет и в конце концов исчезнет.

Если масса белого карлика достигает определенного предела (около 1,4 масс Солнца), звезда аннигилирует в характерном взрыве, известном как сверхновая типа Ia, поскольку запускает свой собственный механизм самоуничтожения.

За последние десятилетия не было обнаружено ни одного радиосигнала от молодой сверхновой типа Ia, что привело астрономов к мысли, что это, должно быть, два белых карлика, которые соединяются очень упорядоченно, не вызывая воспламенения газа и, следовательно, радиоволн.

В 2020 году сверхновая Eyj была замечена телескопом на Гавайях и сначала демонстрировала обычное поведение сверхновой типа Ia в течение семи недель. Однако после этого ее светимость перестала уменьшаться, и одновременно с этим появились признаки газа. Это натолкнуло астрономов на мысль, что 2020eyj была необычной сверхновой типа ia, ударные волны которой двигались со скоростью более 10 000 километров в секунду и увлекали за собой газ из внешних слоев сопровождающей ее звезды.

В результате невиданного ранее прорыва астрономам удалось уловить сигнал только что родившейся сверхновой типа Ia с помощью радиоволн. По данным второго наблюдения, проведенного пять месяцев спустя, похоже, что 2020eyj произошла, когда белый карлик был перегружен гелиевым газом от своей звезды-компаньона, превысив таким образом свою максимальную массу.

Не сразу стало ясно, почему такая же радиосигнатура не была замечена у других сверхновых типа Ia. Это может быть связано с тем, что не все звезды, сопровождающие взрыв, столь богаты гелием и, следовательно, не высвобождают свои внешние газовые слои столь динамично.