Астрономы обнаружили остатки рекордного взрыва сверхновой

Астрономы обнаружили на периферии млечного пути признаки, свидетельствующие о том, что в созвездии Льва много лет назад существовала колоссальная звезда, масса которой примерно в 260 раз превышала массу нашего Солнца. Эта мега-звезда стала сверхновой и превратилась в необычную бинарную нестабильную сверхновую, сообщила в среду штаб-квартира Китайской академии наук (КАН).

Национальная астрономическая обсерватория в Пекине (Китай), по сообщению пресс-службы Китайской академии наук, провела исследование вещества звезды J1010+2358 в созвездии Льва, в результате которого была обнаружена нетипичная пропорция элементов с четным и нечетным числом протонов. Открытие, а также небольшое количество натрия и альфа-элементов внутри этого светила намекает на то, что оно образовалось из обломков гигантской древней звезды с массой в 260 раз больше, чем у нашего Солнца, сказал Фань Синьцян, исследователь обсерватории.

Астрономы определили, что яркость связана со звездами третьей популяции, которые были первыми звездами Вселенной. Они не были похожи на наше Солнце или другие современные светила, поскольку в их внутреннем строении не было «металлов» — элементов тяжелее водорода и гелия. Как следствие, эти первые космические звезды обладали почти бесконечными размерами и весили значительно больше Солнца — до нескольких сотен раз больше.

Из-за своих размеров и химической структуры эти звезды имели очень короткий срок жизни, обычно составлявший всего десятки миллионов лет. Как только они исчерпывали запасы водорода, происходила так называемая парная нестабильная сверхновая — самый мощный тип космического термоядерного взрыва, который охватывал всю массу звезды. Такой взрыв распространял звездные «металлы» в космос, способствуя химической эволюции космоса.

Исследователи обнаружили, что остатки такого огромного космического взрыва существуют на периферии нашей галактики, расположенной внутри одного из звездных образований в созвездии Льва. Исследование проводилось в ходе изучения большого количества звезд, обнаруженных в так называемом галактическом ореоле — скоплении пыли, газа и звезд за пределами диска Млечного пути.

Внимание астрономов привлекла звезда J1010+2358, и ее характеристики были изучены с помощью телескопа LAMOST, расположенного в провинции Хэбэй для составления спектрографического атласа звезд нашей галактики. Наблюдая за ней, ученые увидели, что это светило имеет необычный спектр, который обычно не встречается среди других звезд млечного пути.

В недрах J1010+2358 содержалось невероятно малое количество кальция, примерно одна сотая часть от солнечного вещества, а также мизерное количество элементов с четным числом протонов. Изучив эти особенности, ученые пришли к выводу, что звезда, должно быть, образовалась в облаке, возникшем в результате извержения сверхновой звезды более ранней популяции, имевшей массу в 260 раз больше, чем наше Солнце.

Открытие J1010+2358 приблизило нас к пониманию массы первых звезд, родившихся во Вселенной. Это большое достижение, поскольку до сих пор свидетельства существования этих первоначальных светил в древних звездах нашего млечного пути было невозможно найти из-за крайне низкого содержания металлов, отметил профессор Ганг Чжао из Пекинской национальной астрономической обсерватории (Китай), как сообщает Китайская академия наук.