Новости астрономии: Рентгеновские телескопы находят еще одного кандидата на блуждающую черную дыру средних масс.

Астрономы используюя рентгеновский телескоп NASA Чандра(Chandra) и рентгеновскую обсерваторию ESA XMM-Newton обнаружиди чрезвычайно яркий, переменный источник рентгеновского излучения, расположенный за пределами центра своей родительской галактики.

Этот своеобразный объект может быть "блуждающей" ЧД , которая пришла из более мелкой галактики, слившейся с большей.

Новое исследование сообщает об обнаружении "блуждающей" ЧД на краю линзообразной галактики SDSS J141711.07 + 522540,8 (или, GJ1417 + 52 для краткости), которая расположена примерно на расстоянии 4,5 миллиарда световых лет от Земли. Этот объект, называемый XJ1417 + 52, был обнаружен в ходе длительных наблюдений специальной области, так называемой Extended_Groth_Strip в период между 2000 и 2002 годами и ее(ЧД) крайне высокая яркость указывает, что это, может быть, ЧД средних масс, с массой примерно в 100000 солнечных.

Наблюдения Chandra и XMM-Newton показывают что излучение в рентгеновском диапазоне XJ1417 + 52 настолько высоко, что астрономы классифицируют этот объект как "Гиперсветящийся источник рентгеновского излучения" (HLX). HLX - класс объектов, излучение в рентгеновском диапазоне которых от 10000 до 100000 раз больше, чем ЧД звездных масс и от 10 до 100 раз более мощным, чем у Ультраярких рентгеновских источников(ULX), таких как NGC 7793 P13 , о котором мы недавно писали.

В целом, яркость рентгеновского излучения источника, которая зависит от количества материала, поглощаемого ЧД, сократилась, минимум, в 14 раз за период между 2000 и 2015 гг.

Авторы полагают, что рентгеновская вспышка, которую видели в 2000 и 2002 годах произошла, когда звезда прошла слишком близко к черной дыре и была разорвана приливными силами. Остатки газа были нагреты и стали яркими в рентгеновских лучах, пока они падали в сторону черной дыры, вызывая всплеск излучения.

Расположение и яркость оптического источника в изображении Хаббла, который может быть связан с XJ1417 + 52 предполагают, что черная дыра могла первоначально принадлежать небольшой галактике, которая слилась с большей GJ1417 + 52 галактикой, утратив большинство звезд, кроме тех, что находились в центральной части более мелкой галактики. Если эта идея правильна, то на изображении в оптическом диапазоне мы видим эти окружающие ЧД звезды.

Доклад Dacheng Lin и коллег (Университет Нью-Гемпшир, Англия), описывающий этот результат появится в The Astrophysical Journal и доступен по ссылке: arxiv.org