Новости космоса: Гравитационные волны от слияния черных дыр в третий раз были зафиксированы детектором LIGO.

Логотип детектора LIGO на фоне визуализации гравитационных волн.

Обсерватория гравитационно-волновой лазерной интерферометрии (LIGO) сделала третье обнаружение гравитационных волн, - рябь в пространстве-времени, подтверждая предыдущие результаты.

Как и в случае первых двух обнаружений, источник волн - сливающиеся черные дыры звездных масс. Результатом слияния является более массивная черная дыра, масса которой равна сумме масс слившихся ЧД, за вычетом примерно 2 масс Солнца превратившихся в энергию гравитационных волн.

Новосозданная черная дыра, получившаяся в результате слияния, имеет массу примерно в 49 раз больше, чем у нашего Солнца. То есть это средняя по массе черная дыра из обнаруженных ранее LIGO, с 62 масс Солнца (первое обнаружение) и 21 (второе обнаружение).

Наблюдения LIGO выполняются с помощью двух детекторов - один расположен в Хэнфорде, Вашингтоне, а другой в Ливингстоне, штат Луизиана.

LIGO впервые провела прямое наблюдение гравитационных волн в сентябре 2015 года во время своего первого наблюдательного запуска с момента проведения крупных обновлений в программе под названием Advanced LIGO. Второе обнаружение было сделано в декабре 2015 года. Третье обнаружение, получившее название GW170104 было сделано 4 января 2017 года, и описано в новом документе, принятом к публикации в журнале Physical Review Letters.

Во всех трех случаях каждый из двух детекторов LIGO обнаруживал гравитационные волны от чрезвычайно энергичных слияний пар черных дыр. Это столкновения, которые дают больше энергии, чем излучаются в виде света всеми звездами и галактиками во Вселенной в любой момент времени. Обнаруженные в третий раз гравитационные волны пришли из более дальнего участка Вселенной, чем первые два - примерно с расстояния 3 млрд. световых лет. (Черные дыры в первом и втором обнаружении расположены на расстоянии 1,3 и 1,4 миллиарда световых лет соответственно).

В новейшем наблюдении также даются подсказки о направлениях собственного вращения черных дыр. LIGO видит некоторые доказательства того, что вращение (спин) черных дыр вокруг своей оси GW170104 не выровнен относительно друг друга. Одна из ЧД в паре вращается "с наклоном".

LIGO подтвердил отсутствие эффекта рассеивание фотонов, что согласуется с ОТО Эйнштейна. Эффект рассеивание фотонов или дисперсия возникает, когда световые волны в физической среде, такой как стекло, движутся с различной скоростью в зависимости от их длины волны, например, как призма создает радугу. ОТО Эйнштейна запрещает рассеивание фотонов на гравитационных волнах при их распространении от источника к Земле.

«С третьим подтвержденным обнаружением гравитационных волн от столкновения двух черных дыр LIGO зарекомендовал себя как мощная обсерватория для выявления темной стороны вселенной», - говорит Дэвид Рейтце из Caltech, исполнительный директор лаборатории LIGO. «В то время как LIGO уникально подходит для наблюдения за этими типами событий, мы надеемся вскоре увидеть другие типы астрофизических событий, таких как жесткое столкновение двух нейтронных звезд»

2019-02-02 16:56:47 Обсерватория LIGO в третий раз обнаружила гравитационные волны от слияния черных дыр звездных масс.