Новости космоса: Звезды, рожденные в выбросах сверхмассивных черных дыр.

Наблюдения с использованием Очень Большого Телескопа( VLT ) обсерватории ESO выявили звезды, формирующиеся в результате мощного оттока материала из сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик.

Это первые подтвержденные наблюдения за звездами, формирующимися в таких экстремальных условиях. Открытие имеет много последствий для понимания свойств и эволюции галактик. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Группа европейских астрономов использовала инструменты MUSE и X-shooter на VLT в Паранальной обсерватории ESO в Чили для изучения продолжающегося столкновения двух галактик, известных под общим названием IRAS F23128-5919, которые находятся на расстоянии около 600 млн. световых лет от Земли. Группа наблюдала колоссальные ветры материала - или оттоков -, которые происходят вблизи сверхмассивной черной дыры в центре этой пары, и нашли первые четкие доказательства того, что в них рождаются звезды.

Такие галактические оттоки обусловлены огромной энергией, выделяемой активными и турбулентными центрами галактик. СМЧД скрываются в ядрах большинства галактик, и когда они поглощают вещество, они также нагревают окружающий газ и вытесняют его из галактики-хозяина мощными, плотными ветрами.

«Астрономы некоторое время думали, что условия в этих оттоках могут быть подходящими для звездообразования, но никто не видел, как это происходит на самом деле, поскольку это очень трудное наблюдение» , - комментирует руководитель команды Роберто Майолино из Кембриджского университета. «Наши результаты впечатляют, потому что они однозначно показывают, что звезды рождаются внутри этих потоков».

Известно, что излучение от молодых звезд заставляет соседние газовые облака светиться определенным образом. Группа начала изучать звезды непосредственно в потоке, а также газ, который их окружает. Используя два из ведущих в мире спектрофотометрических приборов VLT - MUSE и X-shooter, они смогли провести очень подробное исследование свойств испускаемого света, чтобы определить его источник.

Затем группа сделала безошибочное прямое обнаружение молодой звездной популяции в оттоке. Оказалось, что эти звезды возрастом меньше нескольких десятков миллионов лет, и предварительный анализ показывает, что они более горячие и яркие, чем звезды, сформированные в менее экстремальных средах, таких как галактический диск.

В качестве еще одного свидетельства, астрономы также определили движение и скорость этих звезд. Свет от большинства звезд региона указывает на то, что они перемещаются с очень большими скоростями от центра галактики, что имеет смысл для объектов, попавших в поток быстродвижущегося материала.

Соавтор Хелен Рассел (Институт астрономии, Кембридж, Великобритания) дополняет: «Звезды, которые формируются при помощи ветра вблизи центра галактики, могут замедляться и даже начинать движение назад внутрь, но звезды, которые формируются дальше в потоке испытывают меньшее замедление и даже могут вообще вылететь за пределы галактики».

Открытие предоставляет новую и захватывающую информацию, которая может помочь лучше понять некоторые астрофизические вопросы, включая то, как некоторые галактики получают свои формы; Как межгалактическое пространство обогащается тяжелыми элементами.

«Если образование звезд действительно происходит в большинстве случаев галактического оттока, как предсказывают некоторые теории, это даст совершенно новый сценарий нашего понимания эволюции галактик» , восторженно говорит Майолино.