Новости космоса: Звезда Проксима Центавра может быть более "солнцеподобной", чем считалось до этого.

В августе астрономы объявили о том, что вокруг звезды Проксима Центавра вращается планета размером с Землю (названная Проксима б) в своей зоне обитаемости.

На первый взгляд, Проксима Центавра совсем не похожа на наше Солнце. Это маленький, холодный, красный карлик с массой одной десятой Солнца, и одной тысячной светимости Солнца. Тем не менее, новое исследование показывает, что она "солнцеподобная" благодаря одному удивительному свойству: она имеет регулярный цикл звездных пятен.

Звездные пятна (у Солнца - солнечные пятна) - темные пятна на поверхности звезды, где температура немного холоднее, чем окружающая эти пятна область. Они возникают благодаря действию магнитных полей. Звезда состоит из ионизированных газов - плазмы. Магнитные поля могут ограничить поток плазмы и создать пятна. Изменения в магнитном поле звезды могут повлиять на количество и распределение звездных пятен.

Наше Солнце регулярно проходит 11-летний цикл активности. В минимуме солнечной активности, Солнце почти не имеет пятен. При максимальной солнечной активности, как правило, в среднем, более 100 солнечных пятен покрывают менее одного процента от поверхности Солнца.

Новое исследование показало, что Проксима Центавра проходит аналогичный цикл продолжительностью семь лет от пика до пика. Тем не менее, ее цикл является гораздо более драматичным. По крайней мере, одна пятая часть поверхности звезды покрыта пятнами.

"Если разумные инопланетяне живут на Проксима б, у них будет очень драматический вид на свою звезду," говорит главный автор Брэд Ворглин(Brad Wargelin) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA).

Астрономы были удивлены, обнаружив звездный цикл активности на Проксима Центавра. Внешняя треть нашего Солнца испытывает конвективное движение, похожий на кипение воды в чайнике, в то время как внутренняя часть Солнца остается относительно стабильной.

В противоположность этому, внутренности небольшого красного карлика Проксимы Центавра должны обладать конвекцией по всему объему звезды, в результате чего регулярного цикла активности не должно быть. Однако, как показало исследование - это не так.

Исследование не затрагивает воздействие цикла Проксима Центавра на потенциал обитаемости планеты Проксима Ь. Теория предполагает, что вспышки или звездный ветер, которые приводятся в движение магнитными полями, могли сдуть атмосферу. В этом случае Проксима б может быть как Луна Земли - находится в обитаемой зоне, но не совсем дружественная к жизни.

"Прямых наблюдений Проксима б не произойдет в течение длительного времени. До тех пор, наша задача лучше изучать звезду, а затем подключить эту информацию к теории о взаимодействии системы звезда-планета," говорит соавтор Стив Саар(Steve Saar).

Команда обнаружила цикл активности с помощью наземных наблюдений в сочетании с космическими измерениями рентгеновского излучения нескольких миссий, в том числе космических рентгеновских телескопов Свифт(Swift), Чандра(Chandra) и XMM-Newton. Их (команды астрономов) результаты были приняты к публикации в MNRAS и доступны по адресу: http://dx.doi.org/10.1093/mnras/stw2570