Новости космоса: Очень "круглая" звезда Kepler 11145123.

Автор: Ярослав Космос . Опубликовано в категории: ЗВЁЗДЫ

Сравнение сплюснутости оранжевого гиганта и Солнца.

Звезды не являются идеальными сферами. В то время как они вращаются, они становятся плоскими под действием центробежной силы.

Команде исследователей во главе с Laurent Gizon из Института Макса Планка удалось измерить сплющенность медленно вращающейся звезды с беспрецедентной точностью.

Исследователи определили звездную сплющенность с использованием астросейсмологии - исследования колебаний звезд. Методика применяется к звезде на расстоянии 5000 св. лет от Земли и показала, что разница между экваториальным и полярным радиусами звезды - всего 3 км - это число, которое поразительно мало по сравнению со средним радиусом звезды 1,5 миллионов километров; что означает, что газовая сфера является поразительно круглой.

Все звезды вращаются и поэтому сплющиваются у полюсов под действием центробежной силы. Чем быстрее вращение, тем более сплюснутой звезда становится. Наше Солнце вращается с периодом 27 дней и имеет радиус на экваторе, который на 10 км больше, чем у полюсов; для Земли эта разница составляет 21 км. Gizon и его коллеги выбрали медленно вращающаяся звезда с именем Kepler 11145123. Этот горячий и светлая звезда более чем в два раза больше Солнца и вращается в три раза медленнее, чем Солнце.

Gizon и его коллеги выбрали эту звезду для изучения, поскольку она поддерживает чисто синусоидальные колебания. Периодические расширения и сжатия звезды можно обнаружить в колебаниях яркости звезды. Миссия NASA Кеплер наблюдала колебания звезды непрерывно в течение более четырех лет.

Различные режимы колебаний чувствительны к различным звездным широтам. Для их исследования, авторы сравненили частоты колебаний, которые более чувствительны к низкоширотным регионам и частоты, которые более чувствительны к более высоких широтам. Это сравнение показывает, что различие в радиусе между экватором и полюсами лишь 3 км с точностью до 1 км.

Очень круглая звезда Kepler 11145123.

"Это делает Kepler 11145123 самым круглым естественным объектом из когда-либо измеренных, еще более округлым, чем Солнце," объясняет Gizon.

Удивительно, но звезда сплющена даже меньше, чем подразумевается скоростью её вращения. Авторы предполагают, что присутствие магнитного поля на низких широтах может сделать звезду более сферической. Так же, как Гелиосейсмология может быть использована для изучения магнитного поля Солнца, астеросейсмология могут быть использована для изучения магнетизма на далеких звездах. Звездные магнитные поля, особенно слабые магнитные поля, как известно, трудно наблюдать непосредственно у далеких звезд.

Кеплер 11145123 не единственная звезда с соответствующими колебаниями и точными измерениями яркости. "Мы намерены применить этот метод к другим звездам наблюдаемых Кеплером в предстоящих космических полетах аппаратов TESS и Платон. Это будет особенно интересно посмотреть, как быстрое вращение и сильное магнитное поле может изменить форму звезды," Gizon добавляет: "Важный теоретический параметр в астрофизике теперь стал наблюдательным".

2019-02-02 17:11:32 При помощи космического телескопа Кепплер и астросейсмологии ученые точно вычислили "округлость" звезды Kepler 11145123