«Ионозонд-2025» возобновляются работы по проекту

Автор: Леонид Гляделов . Опубликовано в категории: КОСМ.АППАРАТЫ

1 1 1 1 1 Рейтинг 5 [1 Голос]

КА «Ионосфера». Полетная конфигурация

Работы по проекту «Ионозонд» начались в начале 2000-х гг., но в 2013 г. были приостановлены на стадии комплексных испытаний технологических приборов. В 2015 г., уже под названием «Ионозонд-2025», проект был включен в Федеральную космическую программу. В настоящее время, после всех дополнений и изменений согласованы документы и планы по подготовке четырех спутников «Ионосфера», входящих в проект, и работы возобновляются.

Встреча в ИКИ РАН стала первым подобным мероприятием после длительного перерыва. Об особенностях подготовки комплекса аппаратуры в современных условиях рассказали представители Научно-производственной корпорации «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» им. А.Г. Иосифьяна (ВНИИЭМ), ведущей организации по проекту, и представители ИКИ РАН, ведущей организации по комплексу целевой аппаратуры. Состояние дел по подготовке отдельных приборов представили сотрудники Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова Российской академии наук (ИЗМИРАН), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Научно-исследовательского института ядерной физики им. Д.В. Скобельцына при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и другие.

В обсуждении задач проекта и возможных подходов к их решению, кроме участников проекта, приняли будущие «потребители» информации — сотрудники Института прикладной геофизики им. Е.К. Федорова и Института динамики геосфер РАН.

Главная научная задача проекта — мониторинг солнечно-земных процессов. Для этого предполагается запуск двух пар аппаратов типа «Ионосфера» и одного аппарата «Зонд».

Задачи аппаратов «Ионосфера» — наблюдения ионосферы Земли, изучение процессов и явлений, происходящих в ней. Спутники будут находиться на круговой солнечно-синхронной орбите Земли в двух орбитальных плоскостях, по два КА в каждой. Они будут регулярно передавать данные о состоянии верхней атмосферы, магнитосферы и озонового слоя в спокойные периоды и во время активных природных и антропогенных воздействий.

«Зонд» будет наблюдать Солнце с околокруговой солнечно-синхронной околотерминаторной орбиты, проводить мониторинг солнечной активности путем наблюдения самого диска Солнца и его короны в различных диапазонах, в том числе в ультрафиолетовой и видимой областях спектра, а также измерять потоки солнечных космических лучей и жесткого корпускулярного излучения, регистрировать интенсивность потоков солнечного рентгеновского излучения. Работы по этому спутнику планируется возобновить позже.

Запуск первой пары спутников «Ионосфера» намечен на 2023 г., второй — на 2024 год.
Источник: ИКИ РАН

2018-04-11 17:15:39 Новости космоса: Совещание участников проекта «Ионозонд-2025»: заказчиков и разработчиков приборов — состоялось 5 апреля 2018 г. Предметом обсуждения стали нынешнее состояние дел и план работ по многоспутниковому проекту «Ионозонд». Его основная цель — мониторинг состояния ионосферы, отслеживание состояния Солнца, которое оказывает ключевое влияние на ионосферу и солнечно-земные связи в целом.