Астрономы наблюдают беспрецедентные подробности в пульсаре в 6500 световых годах от Земли

Пульсар PSR B1957 + 20 замечен в фоновом режиме через облако газа, охватывающего его спутника коричневой карликовой звезды.

Группа астрономов выполнила одно из наблюдений с высоким разрешением в астрономической истории, наблюдая за двумя интенсивными областями излучения, расположенными на расстоянии 20 километров, вокруг звезды, расположенной в 6500 световых годах от нас.

Такое наблюдение эквивалентно использованию телескопа на Земле, чтобы увидеть блоху на поверхности Плутона.

Необычайное наблюдение стало возможным благодаря редкой геометрии и характеристикам пары звезд, вращающихся вокруг. Одна из них - холодная, легкая звезда, называемая коричневым карликом, которая имеет «следящий» или кометный хвост газа. Другая - экзотическая, быстро вращающаяся звезда, называемая пульсаром.

«Газ действует как увеличительное стекло прямо перед пульсаром», - говорит Роберт Мейн, ведущий автор статьи, опубликованой в журнале Nature. «Мы в основном смотрим на пульсар через естественную лупу, которая периодически позволяет нам видеть две области отдельно».

Пульсар - нейтронная звезда, которая вращается быстро - более 600 раз в секунду. Когда пульсар вращается, он испускает лучи излучения двух горячих точек на своей поверхности. Сильные области наблюдаемого излучения связаны с лучами.

Коричневая карликовая звезда около трети диаметра Солнца. Это примерно два миллиона километров от пульсара - или в пять раз больше расстояния между Землей и Луной - и орбиты вокруг него периодом всего 9 часов. Звездочка-карлик спутник привязана к пульсару, так что одна сторона всегда сталкивается со своим пульсирующим спутником, подобно тому, как луна закрыта Землёй.

Поскольку он настолько близок к пульсару, коричневая карликовая звезда взрывается сильным излучением, исходящим от его меньшего компаньона. Сильное излучение пульсара нагревает одну сторону относительно холодной карликовой звезды до температуры нашего Солнца или около 6000°C.

Взрыв от пульсара может в конечном итоге привести к смерти его компаньона. Пульсары в этих типах двоичных систем называются пульсарами «черной вдовы». Подобно тому, как паук черной вдовы поедает своего партнёра, считается, что пульсар, учитывая правильные условия, может постепенно разрушать газ от карликовой звезды до тех пор, пока не будет поглощен последний.

В дополнение к наблюдению за невероятно высоким разрешением результат может быть ключом к природе таинственных явлений, известных как FRB.

«Многие наблюдаемые свойства FRB могут быть объяснены, если они усиливаются плазменными линзами», - говорят Майн. «Свойства амплифицированных импульсов, которые мы обнаружили в нашем исследовании, показывают значительное сходство с всплесками повторяющегося FRB, предполагая, что повторяющийся FRB может быть линзирован плазмой в своей галактике-хозяине».

Пульсар обозначается PSR B1957 + 20. Предыдущая работа, возглавляемая соавтором Мейна, профессором Мартеном ван Керквейком из Университета Торонто, предполагает, что это, вероятно, один из самых массивных пульсаров, и дальнейшая работа по точному измерению его массы поможет понять, как материя ведет себя в наивысших известных плотностей и, что то же самое, насколько массивной нейтронной звездой может быть до того, как она рухнет в черную дыру.

Учёные использовали данные, полученные при помощи радиотелескопа обсерватории Аресибо, до того, как ураган Мария повредила телескоп в сентябре 2017 года. Сотрудники будут использовать телескоп для наблюдения PSR B1957 + 20.