Новости космоса: Возле известной сверхмассивной черной дыры Лебедь А появился яркий объект.

Наблюдая галактику Cygnus A (Лебедь А) при помощи Очень Большого Антенного Массива (VLA), группа астрономов обнаружила, что рядом с ядром галактики появился яркий новый объект.

Объект, заключили ученые, является либо очень редким типом взрыва сверхновой, либо, скорее всего, вспышкой на второй сверхмассивной черной дыре , близкой к орбите центральной.

Астрономы наблюдали Лебедь А, широко известную и часто изучаемую галактику, обнаруженную радиоастрономом Гротом Ребером в 1939 году. Радиосообщение было сопоставлено с изображением видимого света в 1951 году, а галактика, расположенная на расстоянии около 800 миллионов световых лет от Земли, стала первым объектом радиотелескопа VLA после введения его в эксплуатацию 1980-х годов.

Подробные снимки из VLA, опубликованные в 1984 году, дали серьезное понимание учеными сверхбыстрых «струй» (джетов) - субатомных частиц, выбрасываемых в межгалактическое пространство гравитационной энергией СМЧД в ядрах галактик.

«Этот новый объект может многое рассказать нам об истории этой галактики» , - говорит Дэниел Перли из Научно-исследовательского института астрофизики Ливерпульского университета имени Джона Мурса (Великобритания), ведущий автор статьи в Астрофизическом журнале, напечатавший об открытии. «Обновление VLA, которое было завершено в 2012 году, сделало его гораздо более мощным телескопом, поэтому мы хотели взглянуть на Cygnus A, используя новые возможности VLA».
«К нашему удивлению, мы обнаружили заметную новую особенность вблизи ядра галактики, которая не появлялась в каких-либо предыдущих опубликованных изображениях. Этот новый объект достаточно яркий, для того, чтобы мы могли видеть его на более ранних изображениях, но этого не было.» , - сказал Рик Перли, соавтор исследования. «Это означает, что он должен был появиться где-то между 1996 и настоящим моментом».

Что собой представляет новый объект? По своим характеристикам астрономы пришли к выводу, что это может быть либо взрыв сверхновой или вспышка со второй сверхмассивной черной дыры вблизи центра галактики. Хотя они будут следить за поведением объекта в будущем, они указывают, что объект слишком долго оставался слишком ярким, чтобы соответствовать любому известному типу сверхновой.

Хотя новый объект определенно удалён от центральной СМЧД Лебедя А, примерно на 1500 св. лет, он обладает многими характеристиками сверхмассивной черной дыры, которая быстро питается окружающим материалом.

«Мы думаем, что нашли вторую сверхмассивную черную дыру в этой галактике, что указывает на то, что галактика Лебедь А в недалёком прошлом слилась с другой галактикой» , - сказала Карилли. «Это одна из самых близких пар сверхмассивных черных дыр, когда-либо обнаруженных, вероятно, они сами будут сливаться в будущем».

Астрономы предположили, что вторая черная дыра стала видимой для VLA в последние годы, потому что она столкнулась с новым источником материала для поглощения. Этот материал, по их словам, мог быть либо газом, разрушенным слиянием галактик, либо звездой, которая проходила достаточно близко ко второй черной дыре, чтобы уничтожить ее мощной гравитацией.

«Дальнейшие наблюдения помогут нам решить некоторые из этих вопросов. Кроме того, если это вторичная черная дыра, мы сможем найти других в подобных галактиках» , - сказал Дэниел Перли.

Рик Перли был одним из астрономов, которые делали оригинальные наблюдения Лебедя А при помощи VLA в 1980-х годах. Дэниел Перли - его сын - продолжает дело отца.