СФЕРА (SPHERE) показывает захватывающую коллекцию дисков вокруг молодых звезд

Автор: Леонид Гляделов . Опубликовано в категории: АСТРОФИЗИКА

1 1 1 1 1 Рейтинг 5 [1 Голос]

Новые изображения из инструмента SPHERE на очень большом телескопе ESO показывают более пыльные диски вокруг близлежащих молодых звезд, чем ранее достигнутые. Они показывают странное разнообразие форм, размеров и структур, включая вероятные эффекты планет, все еще находящихся в процессе формирования.

Эти диски крайне отличаются по размеру и форме: в некоторых из них есть яркие кольца, некоторые темные кольца, а некоторые даже напоминают гамбургеры. Они также сильно различаются по внешнему виду в зависимости от их ориентации в небе - от круговых лицевых дисков до узких дисков, видимых почти краем.

Основной задачей SPHERE является обнаружение и исследование гигантских экзопланет, вращающихся вокруг близлежащих звезд с использованием прямой визуализации. Но инструмент также является одним из лучших инструментов для получения изображений дисков вокруг молодых звезд - областей, где могут образовываться планеты. Изучение таких дисков имеет решающее значение для исследования связи между свойствами диска и образованием и наличием планет.

Многие из молодых звезд, показанных здесь, происходят из нового исследования звезд T Tauri, класса звезд, которые очень молоды (менее 10 миллионов лет) и отличаются яркостью. Диски вокруг этих звезд содержат газ, пыль и планетезимали - строительные блоки планет и прародителей планетных систем.

Эти образы также показывают, как наша собственная Солнечная система могла выглядеть на ранних стадиях ее образования более четырех миллиардов лет назад.

Большинство представленных изображений были получены в рамках съемки DARTTS-S (Discs ARound T Tauri Stars with SPHERE). Расстояния мишеней составляли от 230 до 550 световых лет от Земли. Для сравнения, Млечный Путь составляет приблизительно 100 000 световых лет, поэтому эти звезды, относительно говоря, очень близки к Земле. Но даже на таком расстоянии очень сложно получить хорошие изображения слабого отраженного света от дисков, так как они ослеплены ярким светом их родительских звезд.

Еще одно новое наблюдение SPHERE - обнаружение краевого диска вокруг звезды GSC 07396-00759, обнаруженного в обзоре SHINE (SurHore Infrared survey for Exoplanets). Эта красная звезда является частью многозвездной системы, также включенной в образец DARTTS-S, но, как ни странно, этот новый диск выглядит более развитым, чем богатый газом диск вокруг звезды T Tauri в той же системе, хотя они одного возраста. Эта загадочная разница в эволюционных масштабах дисков вокруг двух звезд того же возраста является еще одной причиной, по которой астрономы стремятся узнать больше о дисках и их характеристиках.

Астрономы использовали SPHERE для получения многих других впечатляющих изображений, а также для других исследований, включая взаимодействие планеты с диском, орбитальные движения внутри системы и временную эволюцию диска.

Новые результаты SPHERE, наряду с данными других телескопов, таких как ALMA, революционизируют понимание астрономами среды вокруг молодых звезд и сложных механизмов формирования планет.

2019-02-02 15:04:06 Новости астрономии: Инструмент SPHERE на очень большом телескопе ESO (VLT) в Чили позволяет астрономам подавлять яркий свет близлежащих звезд, чтобы получить лучший обзор окружающих их регионов. Эта коллекция новых изображений SPHERE - всего лишь образец большого количества пыльных дисков, которые можно найти вокруг молодых звезд.