"Рассвет" находит возможные древние остатки океана на Церере

Планета Церера (Ceres)

Минералы, содержащие воду, широко распространены на Церере, предполагая, что в прошлом карликовая планета имела глобальный океан.

Что стало с этим океаном? Может ли у Цереры еще жидкость? Два новых исследования миссии NASA проливают свет на эти вопросы.

Команда "Рассвета" обнаружила, что кора Цереры представляет собой смесь льда, солей и гидратированных материалов, которые были подвергнуты прошлой и, возможно, недавней геологической активности, и что эта кора представляет собой большую часть этого древнего океана .

Второе исследование основывается на первом и предполагает наличие более мягкого, легко деформируемого слоя под твердой поверхностной корой Цереры, что может быть сигналом о наличии остаточной жидкости, оставшейся от океана.

«Все больше и больше мы узнаем, что Церера - это сложный, динамичный мир, в котором ранее могло быть много жидкой воды, и может все еще есть под поверхностью», - сказала Джули Кастильо-Рогес, ученый проекта «Рассвет» и соавтор исследований, Лаборатории реактивного движения НАСА, Пасадена, Калифорния.

Что внутри Цереры? Гравитация расскажет нам об этом

Посадка на Цереру, чтобы исследовать её, была бы технически сложной и могла бы загрязнить карликовую планету . Вместо этого ученые используют наблюдения "Рассвета" на орбите для измерения гравитации Цереры, чтобы оценить ее состав и внутреннюю структуру.

Первое из двух исследований, проведенное Антоном Ермаковым, докторантом-исследователем JPL, использовало измерения формы и гравитации из миссии «Рассвет» для определения внутренней структуры и состава Цереры. Измерения произошли от наблюдения за движениями космического корабля с помощью космической сети НАСА для отслеживания небольших изменений на орбите космического корабля. Это исследование опубликовано в Журнале геофизических исследований.

Исследования Ермакова и его коллег подтверждают, что Церес является геологически активным, если не сейчас, то, возможно, это было в недавнем прошлом. Три кратера-Осадки, Керван и Ялоде и единственная высокая гора Цереры, Ахуна Монс, связаны с «гравитационными аномалиями». Это означает расхождения между моделями гравитации Цереры и тем, что Наблюдаемый в этих четырех местах "Рассвет" может быть связан с подповерхностными структурами.

«Церера обладает изобилием гравитационных аномалий, связанных с выдающимися геологическими особенностями», - сказал Ермаков. В случаях Ахуны-Монса и Октатора аномалии могут использоваться для лучшего понимания происхождения этих признаков, которые, как полагают, являются различными проявлениями криовальванизма.

Исследование показало, что плотность коры относительно низкая, ближе к положению льда, чем камни. Тем не менее, исследование исследователя гостя Рассвета Майкла Блэна из Геологической службы США показало, что лед слишком мягкий, чтобы быть доминирующим компонентом сильной корки Цереры. Итак, как же кора Цереры может быть такой же легкой, как лед с точки зрения плотности, но одновременно намного сильнее? Чтобы ответить на этот вопрос, другая команда смоделировала, как поверхность Цереры развивалась со временем.

«Окаменелый океана» на поверхности Цереры

Второе исследование, проведенное Роджером Фу в Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс, исследовало плотность и состав коры Цереры и более глубоких слоёв, изучив топографию карликовой планеты. Это исследование опубликовано в журнале «Earth and Planetary Science Letters»

Изучая, как топография эволюционирует на планетном теле, ученые могут понять состав ее интерьера. Сильная, преобладающая в горных породах кора может оставаться неизменной в течение 4,5 млрд. Лет Солнечной системы, тогда как слабая кора, богатая льдами и солями, будет деформироваться за это время.

Изучая, как топография эволюционирует на планетном теле, ученые могут понять её состав. Сильная и твёрдая, преобладающая в горных породах, кора может оставаться неизменной в течение 4,5 млрд. лет, тогда как слабая кора, более рыхлая, богатая льдами и солями, будет деформироваться за это время.

Путем моделирования того, как меняется кора Цереры, Фу и его коллеги обнаружили, что это, вероятно, смесь льда, солей, горных пород и дополнительного компонента, который считается клатратным гидратом. Гидрат клатрата представляет собой молекулы воды, окружающие молекулу газа. Эта структура в от100 до1000 раз прочнее водяного льда, несмотря на почти такую же плотность.

Исследователи полагают, что у Цереры когда-то были более выраженные поверхностные особенности, но они сглаживались со временем. Этот тип сплющивания гор и долин требует высокопрочной коры, покоящейся на более деформируемом слое, что Фу и его коллеги интерпретируют, как вероятность содержания жидкости.
Команда учёных думает, что большая часть древнего океана Цереры теперь заморожена и связана в её коре , оставаясь в виде льда, гидратов и солей клатрата. В основном это было в течение более 4 миллиардов лет. Но если есть остаточная жидкость, этот океан еще не полностью заморожен.

Это согласуется с несколькими моделями тепловой эволюции Цереры, опубликованными до прибытия Рассвета туда, поддерживая идею о том, что более глубокие слои Цереры содержат жидкость, оставшуюся от ее древнего океана.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ О "РАССВЕТЕ"